ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Сберегая здоровье нации
21.08.2017г
Сберегая здоровье нации

Пилотный проект Минздрава России «Бережливая поликлиника» стартовал в конце прошлого года в трех городах и сегодня реализуется в Бурятии. Какие цели и задачи он ставит перед здравоохранением и что принесет рядовому пациенту?

По мнению специалистов Минздрава России неравномерная нагрузка на врачей и средний медперсонал, пересечение потоков больных и здоровых пациентов, смешение платных и бесплатных услуг, колоссальная «бумажная работа» врачей, лишние походы пациентов и очередь в регистратуру препятствуют эффективной работе поликлиник. Для решения именно этих проблем, препятствующих повышению доступности медицинских услуг, и удовлетворенности пациентов был запущен пилотный проект «Бережливая поликлиника» в Ярославле, Севастополе и Калининграде в декабре 2016 года. Сегодня их опыт тиражируется по всей стране.

Весной его взяли на вооружение Городские поликлиники №1 и №2 Улан-Удэ, в дальнейшем каждая поликлиника республики должна будет перестроить свою работу по правилам и принципам бережливого производства до 2022 года. Как отметила заместитель министра здравоохранения Бурятии Светлана Замбалова, бережливое производство подразумевает бережливое отношение как к пациентам, так и к сотрудникам поликлиники. Работа в этих направлениях ведется во взрослой поликлинике №1 (ул. Каландаришвили, 27) и детской поликлинике №2 (ул. Геологическая, 23). Два этих учреждения станут своего рода эталонами для первичного звена.

В детской поликлинике № 2 проект реализуется по пяти направлениям, одно из которых – оптимизация работы регистратуры, с изменением потоков маршрутизации в условиях открытия отделения профилактики и подразделения для оказания неотложной медицинской помощи. Для этого изменен формат работы регистратуры с организацией по открытому типу, с отдельным картохранилищем. Теперь родителям, приходящим с детьми на плановую консультацию, не нужно ожидать выдачу медицинской карты возле регистратуры, а прийти на прием к врачу, где уже с вечера картоношей доставлены все карты. Для распределения потоков больных и здоровых детей, повышения информированности населения о порядке работы поликлиники организована работа дополнительных администраторов. Если ранее профилактические прививки ставили только два раза в неделю, то сейчас в новом отделении профилактики – пять. Допуск на прививку можно получить минуя приема участкового педиатра, непосредственно у врача профилактического отделения, который также обеспечивает безочередные осмотры для выдачи различных справок.

«Мы старались создать максимально комфортную среду для детей и их родителей, изменить формат работы поликлиники, с учетом предложений и замечаний наших пациентов и медиков, чтобы достигнуть главного - качества и удовлетворенности медицинской помощью», - отметила главный врач Виктория Колмакова.

Оптимизация коснется и работы мобильных бригад, выездных обследований в детсадах и школах которые с сентября будут проводиться с новым переносным медоборудованием для диагностики УЗИ-методом, сканирования стопы, расширенного спектра исследования сердца, патологии глаз. Система осмотра малышей до года будет также пересмотрена.

Повысить эффективность рабочего времени врача и медсестры – еще одна задача «Бережливой поликлиники». Если в апреле этого года среднее время ожидания пациента в городской поликлинике №2 составляло 20 минут, а прием 17 минут, 10 из которых уходили на оформление документов, то сегодня пациент ждет прием на 5 минут меньше, а врач тратит на заполнение карты уже 7 минут. Этого удалось достичь за счет перераспределения работы между врачом и медсестрой, оптимизации графиков работы врачей, когда интервал между приемами разных участков стал не менее одного часа. В Городской поликлинике №2 внедрена система 5С: сортируй, соблюдай чистоту, соблюдай порядок, стандартизируй и совершенствуй. Электронный документооборот и модернизация электронной картотеки также сыграли не последнюю роль. Не осталась без внимания и профилактическая работа. В детской поликлинике №2 начал функционировать отдел профилактики, который исключает контакт здоровых детей с больными.

Городская поликлиника №1 поставила перед собой задачу - сократить время пребывания пациента в поликлинике в два раза. Для этого специалисты разработали маршрутизацию и понятную навигацию. Постарались оптимально разместить кабинеты. Проблему длительного ожидания ответа оператора Call-центра решили внедрением единого алгоритма работы операторов и расширением каналов связи. Как результат, уменьшилось время ожидания ответа оператора в часы пик в два раза.

Организованы дополнительные места забора крови, благодаря чему количество пациентов, ожидающих процедуру, снизилось в два раза. У врача исключено ведение лишней медицинской документации за счет использования электронной карты в программе АРМ. Для разделения потоков пациентов и высвобождения времени участковой службы открыт кабинет выдачи направлений и справок, где работают медсестры. Результат – уменьшилось время пребывания пациента в поликлинике по поводу профилактических осмотров. На вызовы к пациентам выезжает мобильная бригада, увеличено время приема участкового терапевта до 6 часов в день. Усовершенствована и система обратной связи с пациентом. В холле установлена «Открытая книга обращений», в которую каждый пациент может написать о проблемах и трудностях, возникших при посещении поликлинике. Проблемы решаются оперативно.

Не осталась без внимания в поликлинике №1 и диспансеризация. Ожидание пациентом приема у врача-терапевта сократилось в два раза, а прохождение первого этапа теперь составляет всего 90 минут. Из средств ТФОМС Республики Бурятия Городская поликлиника №1 получила 4,1 млн рублей на приобретение дополнительного аппарата УЗИ, который планируется использовать в рамках диспансеризации.

Стоит отметить, что элементы «Бережливой поликлиники» сегодня есть во многих медучреждениях Бурятии, тем не менее наиболее полно и комплексно они представлены пока только в городских поликлиниках №1 и №2. Впереди еще большая работа по внедрению бережливого производства, но первые результаты может заметить уже каждый пациент.

Республиканский центр медицинской профилактики им. В.Р. Бояновой

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
круглосуточно
8 (3012) 44 08 22
8 (3012) 44 04 33
независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями
Опрос
Ваш возраст при рождении ребенка:

Срок беременности при рождении ребенка:

Масса тела ребенка при рождении

Ваш ребенок получал поддержку дыхания (искусственная вентиляция легких)?

Каким из способов вы кормили своего ребенка дома?

До какого возраста ребенок вскармливался грудным молоком (если не вскармливался, указать причину)?


Какие трудности вы испытывали после выписки из родильного дома, больницы:

Требовалась ли ВАМ психологическая помощь после выписки ?

На ваш взгляд необходимо ли создание отделения катамнеза (наблюдение недоношенных детей до 3 лет), где по индивидуальному приглашению в одном месте в установленное для вас время ребенок будет осматриваться и консультироваться всеми специалистами за один приём?