ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Сберегая здоровье нации
21.08.2017г
Сберегая здоровье нации

Пилотный проект Минздрава России «Бережливая поликлиника» стартовал в конце прошлого года в трех городах и сегодня реализуется в Бурятии. Какие цели и задачи он ставит перед здравоохранением и что принесет рядовому пациенту?

По мнению специалистов Минздрава России неравномерная нагрузка на врачей и средний медперсонал, пересечение потоков больных и здоровых пациентов, смешение платных и бесплатных услуг, колоссальная «бумажная работа» врачей, лишние походы пациентов и очередь в регистратуру препятствуют эффективной работе поликлиник. Для решения именно этих проблем, препятствующих повышению доступности медицинских услуг, и удовлетворенности пациентов был запущен пилотный проект «Бережливая поликлиника» в Ярославле, Севастополе и Калининграде в декабре 2016 года. Сегодня их опыт тиражируется по всей стране.

Весной его взяли на вооружение Городские поликлиники №1 и №2 Улан-Удэ, в дальнейшем каждая поликлиника республики должна будет перестроить свою работу по правилам и принципам бережливого производства до 2022 года. Как отметила заместитель министра здравоохранения Бурятии Светлана Замбалова, бережливое производство подразумевает бережливое отношение как к пациентам, так и к сотрудникам поликлиники. Работа в этих направлениях ведется во взрослой поликлинике №1 (ул. Каландаришвили, 27) и детской поликлинике №2 (ул. Геологическая, 23). Два этих учреждения станут своего рода эталонами для первичного звена.

В детской поликлинике № 2 проект реализуется по пяти направлениям, одно из которых – оптимизация работы регистратуры, с изменением потоков маршрутизации в условиях открытия отделения профилактики и подразделения для оказания неотложной медицинской помощи. Для этого изменен формат работы регистратуры с организацией по открытому типу, с отдельным картохранилищем. Теперь родителям, приходящим с детьми на плановую консультацию, не нужно ожидать выдачу медицинской карты возле регистратуры, а прийти на прием к врачу, где уже с вечера картоношей доставлены все карты. Для распределения потоков больных и здоровых детей, повышения информированности населения о порядке работы поликлиники организована работа дополнительных администраторов. Если ранее профилактические прививки ставили только два раза в неделю, то сейчас в новом отделении профилактики – пять. Допуск на прививку можно получить минуя приема участкового педиатра, непосредственно у врача профилактического отделения, который также обеспечивает безочередные осмотры для выдачи различных справок.

«Мы старались создать максимально комфортную среду для детей и их родителей, изменить формат работы поликлиники, с учетом предложений и замечаний наших пациентов и медиков, чтобы достигнуть главного - качества и удовлетворенности медицинской помощью», - отметила главный врач Виктория Колмакова.

Оптимизация коснется и работы мобильных бригад, выездных обследований в детсадах и школах которые с сентября будут проводиться с новым переносным медоборудованием для диагностики УЗИ-методом, сканирования стопы, расширенного спектра исследования сердца, патологии глаз. Система осмотра малышей до года будет также пересмотрена.

Повысить эффективность рабочего времени врача и медсестры – еще одна задача «Бережливой поликлиники». Если в апреле этого года среднее время ожидания пациента в городской поликлинике №2 составляло 20 минут, а прием 17 минут, 10 из которых уходили на оформление документов, то сегодня пациент ждет прием на 5 минут меньше, а врач тратит на заполнение карты уже 7 минут. Этого удалось достичь за счет перераспределения работы между врачом и медсестрой, оптимизации графиков работы врачей, когда интервал между приемами разных участков стал не менее одного часа. В Городской поликлинике №2 внедрена система 5С: сортируй, соблюдай чистоту, соблюдай порядок, стандартизируй и совершенствуй. Электронный документооборот и модернизация электронной картотеки также сыграли не последнюю роль. Не осталась без внимания и профилактическая работа. В детской поликлинике №2 начал функционировать отдел профилактики, который исключает контакт здоровых детей с больными.

Городская поликлиника №1 поставила перед собой задачу - сократить время пребывания пациента в поликлинике в два раза. Для этого специалисты разработали маршрутизацию и понятную навигацию. Постарались оптимально разместить кабинеты. Проблему длительного ожидания ответа оператора Call-центра решили внедрением единого алгоритма работы операторов и расширением каналов связи. Как результат, уменьшилось время ожидания ответа оператора в часы пик в два раза.

Организованы дополнительные места забора крови, благодаря чему количество пациентов, ожидающих процедуру, снизилось в два раза. У врача исключено ведение лишней медицинской документации за счет использования электронной карты в программе АРМ. Для разделения потоков пациентов и высвобождения времени участковой службы открыт кабинет выдачи направлений и справок, где работают медсестры. Результат – уменьшилось время пребывания пациента в поликлинике по поводу профилактических осмотров. На вызовы к пациентам выезжает мобильная бригада, увеличено время приема участкового терапевта до 6 часов в день. Усовершенствована и система обратной связи с пациентом. В холле установлена «Открытая книга обращений», в которую каждый пациент может написать о проблемах и трудностях, возникших при посещении поликлинике. Проблемы решаются оперативно.

Не осталась без внимания в поликлинике №1 и диспансеризация. Ожидание пациентом приема у врача-терапевта сократилось в два раза, а прохождение первого этапа теперь составляет всего 90 минут. Из средств ТФОМС Республики Бурятия Городская поликлиника №1 получила 4,1 млн рублей на приобретение дополнительного аппарата УЗИ, который планируется использовать в рамках диспансеризации.

Стоит отметить, что элементы «Бережливой поликлиники» сегодня есть во многих медучреждениях Бурятии, тем не менее наиболее полно и комплексно они представлены пока только в городских поликлиниках №1 и №2. Впереди еще большая работа по внедрению бережливого производства, но первые результаты может заметить уже каждый пациент.

Республиканский центр медицинской профилактики им. В.Р. Бояновой

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
круглосуточно
8 (3012) 44 08 22
8 (3012) 44 04 33
независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями
Опрос
Сколько лет лечились по бесплодию?

В каком месяце получили выписку у гинеколога?


В каком месяце вступили в программу ЭКО?


Количество удачных попыток ЭКО?

В какую сумму Вам обошёлся один бесплатный протокол?

Какие проблемы у вас возникли в процессе подготовки к процедуре ЭКО?